Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения: как не платить лишнее

Абоненты, присоединенные к централизованной системе водоотведения, вносят плату за отведение сточных вод. Нередко размер этой платы исчисляется семизначными числами. Поэтому перед абонентами возникает справедливый вопрос, обоснованно ли начислена данная плата? Можно ли снизить ее размер и какие для этого необходимы условия? Попробуем ответить на данные вопросы в настоящей статье.

Для начала, давайте, разберемся какие существуют способы расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ). Порядок расчета платы определен в Постановлении Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Правила №644).

Правила №644 определяют три способа расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.

Первый способ касается сброса в централизованную систему водоотведения запрещенных  веществ (например, таких как: горючие и взрывоопасные вещества, радиоактивные вещества, кислоты, щелочи , твердые коммунальные отходы). Формула расчета платы за сброс запрещённых веществ определена пунктом 120 Правил №644. Особенность данного расчета заключается в том, что применяется повышенный коэффициент платы: при первичном нарушении коэффициент компенсации равен 5, при повторном нарушении в течение года – применяется коэффициент 10, при последующих нарушениях – 25. Расчет осуществляется на основе подаваемой абонентом декларации или на основании контрольных проб.

Второй способ расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения касается сброса разрешенных веществ, но с превышением их допустимой концентрации (например, взвешенных веществ, азота, хлора, жиров). Формула расчета определена в пункте 123 и п. 123 (1) Правил №644. В данном способе расчета используется разница между фактической концентрацией допустимого вещества и максимальной допустимой концентрацией загрязняющего вещества увеличенная на коэффициент воздействия загрязняющего вещества, который варьируется от 0.5 до 5. Второй способ расчета также как и первый осуществляется на основе подаваемой абонентом декларации или на основании контрольных проб.

Третий способ, условно назовем его расчетным, применяется к любым абонентам, отвечающим условиям, предусмотренным п. 123 (4), независимо от того, сбрасывают ли они загрязняющие вещества  с превышением допустимых концентраций или нет. В данном случае сброс загрязняющих веществ предполагается. Что же это за основания, которые позволяют организации водопроводно-канализационного хозяйства начислить плату за негативное воздействие на ЦСВ независимо от наличия нарушения? Таким может быть любое из перечисленных условий: среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод менее 30 куб. метров в сутки; использование для сброса сточных вод устройств, не подключенных к ЦСВ; отсутствие у нежилого помещения в многоквартирном доме отдельного канализационного выпуска в ЦВС; отсутствие контрольного канализационного колодца или невозможность отбора проб отдельно от сточных вод иных абонентов. Особенность данного расчета заключается в использовании коэффициента компенсации 0,5.

Как мы видим, коэффициент компенсации в третьем способе расчета, является самым низким. При этом мы должны учитывать, что данный коэффициент начисляется в любом случае, независимо от того, имеется ли нарушение или нет, лишь на том основании, что абонент подпадает под любой из критериев, определенных п. 123 (4). Справедливо, что ряд абонентов не соглашаются с таким положением дел, считают такие действия организации водопроводно-канализационного хозяйства необоснованными. Тем не менее, суды и ФАС признают законным фактически «вмененный» характер такого расчета.

Что делать, если абонент не согласен с применением к нему расчетного метода? Для этого необходимо либо подать водоканалу декларацию о составе и свойствах сточных вод, либо обеспечить возможность отбора проб (наличие контрольного колодца).  Тогда плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения будет определяется согласно пунктам 120 и 123 Правил N 644, то есть за фактические нарушения. Как лучше поступить, вносить постоянную плату по расчетному методу, но с небольшим коэффициентом, либо платить только за выявленные водоканалом нарушения, каждый абонент определяет для себя сам. Например, для абонентов – арендодателей в ряде случаев более выгодным является применение расчетного метода, так как в договорах аренды можно предусмотреть, что плата за негативное воздействие на ЦСВ включается в состав арендной платы как коммунальная услуга. Если же плата была рассчитана водоканалам и взыскана с арендодателя судом с использованием других способов расчета, перенести ее на плечи арендаторов будет проблематично.

У абонента имеется право выбора: либо вносить плату в соответствии с пунктом 123(4) Правил №644, либо обеспечить наличие места отбора проб для появления возможности подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и внесения платы с учетом фактического состава сточных вод.

Необходимо также учитывать, что расчетный метод не применяется, если зафиксирован сброс запрещенных веществ, или произведен отбор проб, или водоканалом принята декларация абонента. Если водоканал отказывается осуществить перерасчет платы, начисленной расчетным методом, если подана декларация или осуществлен отбор проб, то действия водоканала будут незаконными.

Что касается крупных абонентов, сбрасывающих более 30 куб. метров в сутки, то на них в соответствии с пунктом 124 Правил возложена обязанность подавать декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Таким образом, крупным абонентам не может начисляться плата расчетным методом по формуле, определенной пунктом 123 (4). Указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или ниже минимального значения, определенного  за предшествующие 2 года по результатам контроля, не допускается. Таким образом, при отсутствии нарушений, крупные предприятия оплачивают минимальную плату за негативное воздействие, на основе декларации.

Если у Вас имеются вопросы по обоснованности начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, обращайтесь за правовой помощью к адвокату Вашановой Оксане Вячеславовне.  

© адвокат Вашанова Оксана Вячеславовна, 2024 год

 

Задать вопрос адвокату
Адвокат-онлайн
  • Выселение из дома после смерти бывшего мужа

    27.03.2016
  • Здравствуйте, Оксана Вячеславовна! В 1993 году я вышла замуж, муж прописал меня в своем доме, который он построил до нашего брака. Во время брака мы с мужем постоянно достраивали дом, сделали пристройку, возвели второй этаж, построили баню. В 2013 году мы с мужем развились, а в 2015 году он умер, дом унаследовала его мама. Теперь она предъявила иск в суд...

  • Ответ адвоката
  • Здравствуйте Антонина Алексеевна! Во время брака Вы с мужем сделали вложения в дом, которые значительно увеличили его стоимость, так как площадь дома существенно увеличилась, были возведены надворные постройки. Это дает Вам право требовать признания жилого дома мужа, Вашей общей с ним совместной собственностью. Вам необходимо заявить встречные исковые требования о признании жилого дома общей совместной собственностью и признании права собственности...

  • Ответ на вопрос